Точки, тире и другие изменения в едином госэкзамене по русскому языку. 
Светлана Растатуева, 
 преподаватель 
Центра Ломоносова, кандидат филологических наук
           На сайте ФИПИ появилась демоверсия ЕГЭ по русскому языку, спецификаторы и кодификаторы 2019 года. Много нового. Но мне хотелось бы избежать «страшилок», а сопоставить экзамен прошлого года с предстоящим в 2019 году, чтобы была возможность выработать стратегию и тактику подготовки.
 Главное изменение - в ЕГЭ добавили новое задание. Теперь их 27! Введено принципиально новое задание №21: найти предложения, в которых знак препинания ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Задание сложное, требующее знания законов русской пунктуации, умения проводить пунктуационный анализ текста. Над выбором ответа надо будет подумать, так как он не поверхности! 
Следующее важное изменение — поменялись принципы выполнения задания 27, т.е. написания сочинения. СПИСАТЬ откуда-либо (будь то Интернет ресурсы или сочинения предыдущих лет) ТЕПЕРЬ НЕВОЗМОЖНО! Наибольшее внимание в сочинении должно быть уделено комментированию проблемы в тексте! В этом году получить за К2 можно не 3 (как в прошлом), а 5 баллов. Формулировка задания 27 теперь такова: «Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите  в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Поясните значение каждого примера и укажите смысловую связь между ними». Аргументы из литературы, жизненного опыта теперь совсем не обязательны и все же для обоснования своей позиции (чтобы получить за этот критерий 1 балл) могут пригодиться.
 Изменён формат задания 2: если в прежние годы необходимо было найти и выписать пропущенное слово в предложении текста, то теперь необходимо его подобрать и записать! И последнее изменение. Расширен диапазон проверяемых орфографических умений. В заданиях 9-12 предлагаются ряды по несколько слов с пропущенными буквами. Сдающему экзамен необходимо выписать номера ответов, в которых пропущена буква по предложенному правилу. С одной стороны задания стали проще: не нужно записывать слова, с другой - стало сложнее: предложено большое количество слов для анализа, ответ не один, а несколько!
Считаю, что внесенные изменения в целом пойдут на пользу, поскольку позволят определить истинный уровень знаний учеников. Теперь нет смысла только  натаскивать школьников  на тесты. Надо прежде всего  учить правила и орфограммы по  русскому  языку  и уметь их применять -   именно на это надо настраиваться учителям и ученикам.  
 
Марина Кабак, 
 
преподаватель Центра Ломоносова, кандидат филологических наук
 Всё это говорит о том, что тест постепенно возвращается к своему первоначальному виду – варианту 2000-х годов, когда от учащегося требовалось проявить достаточно глубокие системные знания всех разделов русского языка, умение анализировать языковые явления и, конечно, самостоятельно принимать решения, то есть самому давать ответ, а не выбирать из предложенного. 
С другой стороны, такое непростое во все времена задание, как написание сочинения-рассуждения, на мой взгляд, стало легче. Из критериев оценивания исчезло слово «аргументация» - «слабое место» практически всех учащихся, поскольку художественную литературу мало кто читает, а примеры «из жизненного опыта» понимаются слишком примитивно, на уровне бытовых историй о друзьях и соседях. Да, конечно, по-прежнему требуется обосновать своё согласие/несогласие с позицией автора, приведя конкретный пример. Но жёстких требований к этому примеру нет, как нет и отдельной шкалы его оценивания. Учащийся может выбрать пример из литературы, из личного опыта, из любой сферы жизни,  главное - чтобы этот пример был.
Как преподавателя меня нисколько не пугают произошедшие изменения. На своих занятиях по подготовке к ЕГЭ по русскому языку мы всегда отталкивались от содержательной стороны заданий, а не от их формулировки. Наша работа строится на последовательном и систематичном повторении всех разделов русского языка, анализе всех языковых явлений, что позволяет учащимся чувствовать себя уверенно и получать высокие баллы.    Уверена, что и в 2019 году результаты будут впечатляющими!
  
Елена Севрюгина, 
преподаватель Центра Ломоносова 
   В ЕГЭ по русскому языку   произошли существенные изменения. Во-первых,  изменился формат сочинения ЕГЭ: туда больше не включаются аргументы, структура сочинения иная.  Многим это нравится, кто-то  считает, что так будет проще.  Я так не считаю,  потому что уровень требований уже несколько иной.  Теперь больше будут смотреть    на связность текста, логическую последовательность изложения материала.                    
Также,   по максимуму стараются сократить тестовую часть и больше внимание уделить развернутым ответам и сочинению. А как показывают опыт и практика работы последних лет, именно с речевым оформлением своих мыслей, с написанием творческих работ у учащихся и абитуриентов дела обстоят хуже всего.  Поэтому с будущими абитуриентами  надо  писать как можно больше творческих работ и  предлагать    как можно больше творческих заданий.  Если  идет  объяснение  теоретического материала, литературоведческих понятий, изучение   текста художественной литературы – все это сразу должно подкрепляться практическими упражнениями: выполнением творческих заданий в формате ЕГЭ, написанием   сочинений различного рода, любых текстов, где есть возможность    проявить свой внутренний мир  и показать умение мыслить аналитически – именно такая работа  и станет  залогом  успеха.